Центр правовых коммуникаций "ПАБЛЕКС"
Центр правовых коммуникаций "ПАБЛЕКС"
Услуги центра

30.04.2011 05:23
Коррупция и судебный PR
Не секрет, что в современном российском обществе многие явления и процессы извращены. И виной этому, как ни странно, коррупция. Именно она порождает глубинные изменения в различных отраслях производства и жизни социума в целом, а затем, лавинообразно, захватывает все новые ее участки, необратимо видоизменеяя их. Сферы, находящиеся под влиянием коррупции, исчисляются сотнями, если не тысячами. Однако в этой статье я хочу коснуться влияния коррупции на одно из малоизученных, но перспективных направлений связей с общественностью – судебный PR.

В нашей стране Public relations в его современном варианте зародился всего 20 лет назад. В начале своего становления его услугами пользовались лишь состоятельные люди, крупные предприятия, мультимиллионеры и бизнесмены. И это вполне объяснимо – чтобы провести скромную PR-кампанию, нужен, как минимум, солидный бюджет, не говоря уже об оплате высококлассных специалистов для серьезной и длительной работы по продвижению на отечественном рынке никому неизвестных ранее брендов, товаров или услуг.

По мере роста спроса на пиар, эта отрасль завоевала свою популярность. Это не могло не сказаться на качестве услуг и размывании профессиональной составляющей людей, оказывающей услуги в сфере PR. Одновременно с ростом PR-фирм, началось сегментирование этого рынка услуг и появление таких малоизвестных направлений деятельности как брендинг, имиджмейкинг, копирайтинг, работа с прессой и т.п. А вслед за этим остро проявился и демпинг цен на PR-услуги специалистами-теоретиками, креативщиками-самоучками, различными непрофильными организациями. Например, юрфирмами и адвокатскими конторами в сфере продвижения истории клиента и его дела в суде в качестве побочной деятельности по отношению к основной – защите или представлении их интересов в суде.

Еще более усугубило ситуацию на PR-рынке динамичное развитие коррупции важнейших сфер общественной жизни при полном отсутствии как механизмов борьбы с ней, так и желания власть имущих чиновников помочь малому и среднему бизнесу самостоятельно достичь в этом направлении положительных результатов.

Коррупция как комплексное явление, охватывающая в настоящее время практически все отрасли российской жизнедеятельности, стала тем самым катализатором общественного недоверия в частности к судебному PR. Для того чтобы понять, почему именно с коррупцией мы связываем уменьшение интереса и доверия к судебному PR в нашей стране, необходимо понимать суть судебного PR и особенности его работы в России в условиях тотальной коррумпированности органов судебной власти.

Родиной судебного пиара с 1984 года принято считать США. В Россию он пришел 5-7 лет назад. В общем смысле судебный пиар призван поднять имидж отдельных лиц или организаций в глазах определенной целевой аудитории: оппонентов, партнеров, правоохранительных органов, прессы, и, конечно же, суда. Другой задачей судебного пиара является ознакомление с конкретной точкой зрения клиента по делу как широких масс, так и узкого круга лиц – для увеличения своих шансов на победу в суде.

В подлинно демократическом государстве развитие подобных общественных институтов встречают овациями, но у России всегда был свой особый путь и такой же отстраненный от реальности взгляд на многие проблемы и способы их разрешения. Уже несколько десятилетий крепко закрепилось самое, на наш взгляд, опасное социальное явление, разъедающее на корню многие полезные гражданские инициативы – коррупция. И здесь она нашла благоприятную почву для своего развития. Кажется, что мздоимство на руку всем: и дающей стороне, и той мохнатой лапе, которая гребет к себе в карман все без разбору. Хотя по примеру сингапурского опыта, можно было бы в считанные годы навести порядок в стране одними лишь «зачистками вертикали» и железной, почти военной дисциплиной.

Средний размер взятки в РФ сейчас превышает 60 тысяч рублей с дающей единицы. Суды в этом плане не исключение. Всеведомственная коррумпированность поставила их на рельсы коммерческой деятельности: практически любой нужный приговор или решение суда сейчас можно купить по сходной цене. Так, по опросу ВЦИОМ, 67% россиян знают, что судебная система страны жутко коррумпирована, но при этом сами же ищут «черных» адвокатов и так называемых «судебных операторов» - посредников для «заноса» N-ой суммы денег судьям или их помощникам за нужное стороне решение.

А теперь вернемся к судебному PR. Созданный в качестве инструмента борьбы с коррупцией среди судей, выявления фактов недобросовестного постановления и вынесения судебных решений, в настоящее время в России вся информационно-правовая деятельность вокруг судебных дел превращается в пустой звук. И логика клиента здесь проста: зачем платить деньги PR- агентству за раскрутку своей позиции по делу в обществе и медиа-сфере, когда тот же бюджет можно аккумулировать на точечный “занос” нужным людям с целью “порешать все дела” с судом? Рассуждая так, клиенты сами подпитывают коррупцию в суде, превращая трудоемкую и кропотливую работу специалистов (рекламщиков, журналистов, дизайнеров, программистов, модераторов, психологов, педагогов, юристов и т.п. ) по судебному PR в ненужную мышиную возню, а также скрывая от публичных глаз прозрачную работу суда.

Часто стороны извращают значение и инструменты судебного PR, представляя их в виде давления на суд (а это уже совсем другой, незаконный вид деятельности и уголовно наказуемый в нашей стране) или сводят его роль к тематической публикации статей о своем деле в прессе (тем самым, обращаясь за судебным пиаром к журналистам или своим же адвокатам). А так как в наше время в России расследовательской журналистики как явления не существует в силу неопытности, коррумпированности и “плагиатным” способам работы большинства редакций, то и результат, как можно себе представить, будет противоположным от ожидаемого. А в голове разочарованного клиента навсегда поселится миф о продажности и бездарности пиарщиков и неэффективности судебного PR в целом.

Несмотря на подобные настроения в обществе и на рынке услуг, судебный PR в России развивается. Конечно, коррупция накладывает свой неизгладимый отпечаток на работу PR- специалистов в этой сфере и делает их ремесло все более ювелирным, заставляя постоянно оттачивать грани своего профессионального мастерства. И как бы ни казалась позиция денежного обеспечения судебного решения одной из сторон привлекательной, она слишком хрупка: ведь никто из “дающих” сторон не застрахован от того, что нужное решение по делу могут перекупить втридорога оппоненты или, поддавшись панике в связи с оглаской деятельности нечистых на руку судей, служители Фемиды вдруг вынесут решение согласно закону, независимо от связей наверху или размера задепозитированной на “порешение дела” суммы.

Поэтому в условиях тяжелой коррумпированности судебной власти юридически и фактически судебный пиар остается единственным не запрещенным законом и действенным способом донесения позиции клиента по делу до других участников процесса, широкой общественности и суда.

Автор: Жанна Самойленкова