Центр правовых коммуникаций "ПАБЛЕКС"
Центр правовых коммуникаций "ПАБЛЕКС"
Услуги центра

26.02.2013 07:51
Тенденции российского пиара
Прошлый 2012 год был отмечен зарубежным pr-сообществом более продуктивным и интенсивным нежели у наших российских коллег. И дело не только в используемых на Западе новейших технологиях, успешных многомиллионных рекламных кампаниях и нескончаемых вереницах состоятельных, но некреативных клиентов. Применительно к России, истина по-прежнему ходит где-то рядом. Российский PR как самостоятельная отрасль развивается гораздо медленнее иностранных аналогов, а уровень менталитета большинства потребителей их услуг в России (не говоря уже про обычных людей), остается на уровне каменного века. Масла в огонь добавляют и сами так называемые "pr-специалисты", которые зачастую обещают сделать для клиента "то, не знаю что" в максимально (а, порой, и нереально!) сжатые сроки, при этом сильно демпингуя цены своих же коллег по цеху.

Ситуация всеобщего каламбура и якобы "управляемого" хаоса, царящая даже, казалось бы, в солидных отечественных pr-структурах, на руку и руководству и сотрудникам, но никак не клиентам, которых, при правильном понимании их целей, возможностей и пожеланий pr-специалисты должны практически "носить на руках". Вместо этого от них повально открещиваются ежемесячными письменными отчетами с весьма сомнительным списком рекомендуемых или уже проведенных (когда успели?) мероприятий размытого содержания, понятных лишь самим "специалистам". В большинстве российских pr-структур, повторюсь, не озабочиваются пожеланиями своих заказчиков, а, значит, не дорожат ни своей, ни корпоративной репутацией, направленной на формирование долгосрочных отношений взаимовыгодного сотрудничества. Как правило, после получения перевода на счет pr-структуры, вся ее деятельность становится "сверхсекретной" и закрытой от посторонних глаз, в круг которых включается вдруг и сам клиент фирмы. Специалисты вмиг становятся вечно занятыми и просят их не отвлекать, объясняя свою бурную деятельность перед руководством примерно так:  "Креативим, создаем очередной шедевр. Клиент у нас - "дуб", только деньги несет, а объяснить что и как толком - не может".  Анализируя распространенные проблемы и ошибки многих pr-специалистов (не своих - ибо у нас работают только профессионалы :), мы составили небольшой список, который, возможно, поможет как клиентам, так и пиарщикам понимать, что происходит на фирме и на какой стадии отношений они могут оказаться в недалеком будущем. 

Итак, собственно, проблемы и их причины:

1.  "Молодняк", знающий на зубок букварь пиара, но не понимающий, "как это приготовить". Еще хуже ситуация, когда тот же молодняк на фирме впаривает клиентам свои условия, отличные от стратегии поведения руководства, и игнорирует советы бывалых, считая, что "и сами с усами".

2. Отсутствие профессиональных знаний и творческой жилки у реальных людей. Причины: звездная болезнь у отдельных особей началась с института или школьной скамьи и не закончилась при приеме на работу либо протекторат со стороны отдельных коллег по pr-цеху дарует им статус неприкосновенности и богоизбранности. Заменителями знаний, как правило выступают: Интернет, плагиат чужих мыслей и применение метода испорченного телефона.

3. "Правило коврика с глазами". В том смысле, что клиент действительно существует, видит все происходящее и даже платит за "креатиффчик", но, по мнению pr-специалистов, в остальном должен быть пассивен: ни замечаний и пожеланий, ни (Боже упаси!) конструктивной критики, ни постановок, как правило, риторических вопросов в их адрес.

4. Как ни странно, зависть западным коллегам. Вкупе с русской ленью, эти две черты пиарщика поистине творят чудеса: нет, они не завидуют многочасовым брейнстормам американских pr-специалистов, не поражаются их трудоспособности и стрессоустойчивости, этике делового общения и даже принципам подготовки и представления, к примеру, пресс-китов. Все это им побоку, ведь, смотрите пункт 1: "мы и сами с усами". Завидуем мы лишь нулям в гонорарах и отсутствием, на взгляд российских пиарщиков, реально выполненной глобальной работы для клиента. Ведь, как ни странно, но у нас в стране вполне прокатывает принцип: "Чем больше изображаешь бурную деятельность и пишешь бумажек по поводу и без, тем меньше трогает руководство и обращает внимание клиент". На моем веку встречались "товарищи", которые умудрились пропихнуть заказчику "Отчет о проделанной работе с рекомендациями", состоящий полностью из перечисления на 150 листах изученных документов и лишь на 1,5 (!!!) листах в конце - рекомендаций общего характера, заметных и так невооруженным глазом обывателя. Этот отчет прошел "на ура" лишь из-за своего объема, а на момент его составления (лето 2010 года), он обошелся недальновидному заказчику в 800 тысяч рублей!

5. Время и еще раз время. Порой, наблюдая за работой некоторых пиарщиков, невольно думаешь, что они работают на заводе с графиком "с 8 до 18.00" или госучреждении со строгими временными рамками. А как же учет индивидуальных особенностей творческих личностей? "Совы" продуктивней работают по ночам, "жаворонки"  начинают креативить еще задолго до рассвета, едва пригубив кофе, а взять свои мысли по поводу очередного проекта с собой домой, в ванну, в постель, в клуб - мало кому из них вообще приходит в голову. Но ведь эффективность от этого страдает, да и не заставишь людей творить по расписанию?!

6. Скудность мышления. Ну не хотят отечественные pr-специалисты выходить за рамки когда-то и кем-то стандартно установленных услуг. У многих даже прейскуранты висят на сайте! И тут же приписки, звучащие как издевки: "Для нас важно ваше мнение" или "Индивидуальный подход к каждому клиенту", а на деле - обычный "совок". Несерьезно как-то.
В итоге такого типичного отечественного подхода пиарщиков к своей работе страдают все.

1. Собственно, клиент, который: 

- как правило, получает совсем не то, что ему нужно;
- не знает, что потом делать и куда применить "шедевральные" мероприятия (или порождения болезненного/обкуренного, но никак непрофессионального мышления);
- потратил время, а "запасного" может уже и не быть (по статистике, на планирование и подготовку средней pr-кампании уходит от 2-х недель до 1 месяца);
- потратил деньги (бюджет примерно от 30 до 300 тысяч рублей);
- никогда больше не обратится к таким специалистам и потратит силы, время и деньги на поиск новых организаций;
- может оставить нелицеприятный отзыв среди коллег, в профессиональном сообществе и Интернете о принципах работы и отдельных сотрудниках pr-фирмы.

2. Руководство pr-организации, которое:

- подрывает свой имидж и деловую репутацию;
- изначально привлекая к своей работе новых клиентов знает, что работа не будет выполнена должным образом, а, значит, сознательно идет на обман, (в особо запущенных случаях занимается мошенничеством);
- стоит перед выбором: либо содержать штат недобросовестных "раздолбаев-креативщиков", либо мириться с постоянной текучкой кадров и утечкой "мозгов" конкурентам;
- проигрывает своим конкурентам в медиа-пространстве, бессознательно запуская в действие эффект "сарафанного радио".

3. Pr-специалисты организации, исполнители проектов и заказов, которые:

- понижают свои шансы на получение высокой зарплаты за эффективный труд и качественную работу;
- постоянно находятся под угрозой увольнения;
- креативят "из-под палки";
- получают двойной негатив: от недовольных клиентов и от руководства;
- понимают, что этого клиента они больше никогда не увидят;
- собственноручно урезают себе премии и бонусы;
- расписываются в своей безграмотности и pr-несостоятельности;
- с таким незавидным реноме будут кочевать из одной фирмы в другую.

В конце я не стану как раньше писать о том, что хорошо было бы сделать, чтобы избежать всего этого безобразия. Выводы предоставляю сделать вам. А все новые pr-тенденции этого года мы представим в следующей статье.

Автор: Жанна Самойленкова